Мы ВКонтакте

Развитие логического мышления и творческих способностей у детей с помощью рифмы и поэзии

th-kopshaiЕлена Копшай, психолог детского интеллектуального центра развития «Папа Карло»

Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку…

Любой маме еще с ее детства знакома эта прибаутка, и поэтому каждая мама с удовольствием повторяет ее своим детям, сопровождая стишок нехитрыми движениями, приводящими в восторг и малыша, и его родителей.

При этом мало кто задумывается о том, что такое бражка, и как объяснить смысл этого слова ребенку. Тем не менее, знакомство маленького человека с миром искусства начинается, как правило, со стихов. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…» Рифмованная, ритмичная речь, то есть поэзия и пение, занимают особое место в жизни человека.

Ученые считают, что первая речь человека была именно такой, ведь он вышел из животного мира, а в мире животных ритмичные звуки используются для передачи информации от одной особи к другой. Вспомните хотя бы пение птиц или ритмичное пощелкивание и свист дельфинов, «пение» китов - повторяющиеся и мелодичные звуки, издаваемые этими удивительными гигантами. Рифмование развивает интеллект, делает речь человека более гибкой, пополняет словарный запас.

Уже в самом раннем возрасте можно добиться прочного усвоения ребенком достаточно больших текстов при условии, если они будут рифмованными и насыщенными яркими образами. Они также должны соответствовать возрасту ребенка и его личностным особенностям, быть доступными его пониманию.

Как и всякая мама, воспитывающая своих детей, и как педагог-психолог, я стремлюсь познакомить их с красотой и тайнами окружающего мира, используя для этого разные способы, самым простым и известным из которых является чтение детских книг. А.Барто, С.Маршак, И.Токмакова, С.Михалков и другие знаменитые мастера поэзии для детей – наши постоянные спутники.

Однако прочитав множество книг своим детям, я обратила внимание на то, что существует много замечательных стихов про игрушки, животных, цвета, времена и месяцы года, но почти нет стихотворений, в которых ребенку понятным и красочным языком рассказывалось бы о повседневных вещах – мебели, одежде, обуви, посуде и т.д. А ведь это те предметы, с которыми ребенок сталкивается прежде всего в своей жизни, особенно городской ребенок, который мало общается с природой (растениями и животными), но гораздо чаще имеет дело с техникой и разнообразными предметами, назначение которых он хорошо понимает. Так почему бы не воспользоваться этими вещами, а вернее, их описанием для развития внимания, памяти и интеллекта малыша? Повстречав в продаже замечательные книжки Н.Томилиной «Вещи в доме» и «Вещи вокруг нас», я вдохновилась сочинением собственных стихов об одежде и обуви, о предметах быта и технике в доме.

Учитывая, что дошкольник мыслит конкретно, а не абстрактно, я начала знакомить свою девочку с окружающим миром не через абстрактные понятия лета, осени, зимы и весны, а через конкретные предметы, связанные с сезонами года – одеждой и обувью. Вот что у меня получилось:

Туфельки

Лакированный бочок,
Невысокий каблучок,
Два цветка на пряжке–
Кажется, ромашки.
В этих чудо - туфельках
Девочка, как куколка!
И по ножке – в самый раз,
Чтобы в них пуститься в пляс!

Босоножки

Собираясь в путь-дорожку
В жаркий летний день,
Обуваем босоножки –
Нам гулять не лень.
В босоножках по дорожке
Хорошо бежать –
Будут пальчики и пятки
Воздухом дышать!

Ботинки

Два уютных теремка
В гости зазывают –
Два осенних башмачка
Ножки согревают.
Если эти теремки
Нам немножко велики,
Шерстяной носочек
Пригодится очень.
Мы ботинки утеплим
И простуду победим!

Зимние сапожки

Высокие сапожки,
Ростом до колена,
В зимний день морозный
Надевает Лена.
В самой серединке –
Теплая овчинка.
Ведь во время зимней стужи
Нам беречь здоровье нужно!

Кроссовки

У меня кроссовки
На тугой шнуровке,
И удобны, и красивы,
И прочны они на диво!
Выйду в них на стадион –
Буду новый чемпион.

Тапочки

Потрудились ножки:
Топтались по дорожке,
Лазили на горку,
Гонялись за Егоркой,
Лестницу измерили,
Лужи все проверили
В глубину и в ширину,
Прыгали потом в длину,
Башмачки уставшие
Уложили спать
И в тапочки домашние
Полезли отдыхать.

Юбка

В шкафу у нашей Любочки
Десять разных юбочек
Ровно в ряд висят:
До колена и до пят,
Короткие и длинные,
Узкие и с клиньями,
В полоску и в горошки,
На молнии-застежке.
На талии – сборочка,
А внизу – оборочка…
Из шелка и из ситца –
Все будет носиться!

Это просто невозможно!
Мы, мальчишки, протестуем,
Что девчонкам только можно
Красоту носить такую.
Ведь в стране Шотландии
Юбки носят дяденьки!

Трусы и майка

Жила-была парочка –
Трусики и маечка.
И в жару, и в холода
Друг от друга – никуда.
С телом – лучшие друзья,
Нам без них никак нельзя!
И зимой, и осенью
Эту пару носим мы.
Только летом Ванечка
Бегал налегке,
И трусики без маечки
Плавали в реке.
Эту парочку вдвоем
Называем мы бельем.

Ветровка

От погоды штормовой
Я запрячусь ловко:
Укрывает с головой
Новая ветровка!
Если будет дождь и гром,
Я надену капюшон,
Все застежки застегну
И шнуровку затяну.
Пусть вокруг вода и лужи –
Только нос торчит наружу!

Пальто и куртка

На любой каприз погоды
Есть одежда в гардеробе.
Длинное пальто из драпа
На работу носит папа.
Ездит мама лишь в авто
В меховом своем манто.
Носят дети на прогулке
Из цветной «болоньи» куртки –
Легкие одежки
С теплою подстежкой
На ватине, на меху,
С капюшоном наверху.

Пижама

Теплая и мягкая,
Словно руки мамы,
Сны навеет сладкие
Уютная пижама.
Лягу тихо на бочок,
Щечкой на подушку,
Рядом ляжет кулачок
С мягкою игрушкой.
По ночам не скучно мне:
Непоседы-ножки
Продолжают и во сне
Бегать по дорожке.
Топчут ножки одеяло,
Борются упрямо:
Им замерзнуть помешала
Теплая пижама.

Простое пересказывание стихов ребенку, несомненно, полезно – ведь при этом развиваются внимание, память, воображение. Но можно использовать их и как основу для развития других сторон интеллекта. Например, обращать внимание ребенка на свойства предметов: лакированный, шерстяной, уютная, тугая и т.д.; обогащая словарный запас малыша новыми понятиями: каблучок, пряжка, овчинка, шнуровка, капюшон, манто, «болонья» и т.д. Можно проводить сравнения предметов, формируя умение различать противоположные понятия:

Высокий – низкий
Длинный – короткий
Летний – зимний
Широкий – узкий

Работа с конкретным материалом, который можно рассмотреть со всех сторон, потрогать руками, понюхать и даже лизнуть, подготовит почву для формирования в дальнейшем абстрактных понятий. А более интересной и увлекательной для обеих сторон (и мамы, и малыша) ее сделает совместное рифмование и декламация собственных произведений.

Каждый раз, надевая куртку, беря в руки ложку, садясь на стульчик, ребенок будет вспоминать простенькую «рифмовалку», в которой отражены свойства и назначение предмета, его строение и особенности.

В ложке плещется бульон,
Пусть чуть-чуть остынет он,
А потом откроем рот,
Ложка в рот сама вплывет.

На четырех ногах стоит
Уверенно и крепко,
Присесть нас просит и манит,
Но он - не табуретка!
Кто так спинку изогнул?
Ну, конечно, - мягкий стул!

Так, в игре, ненавязчиво, вы будете развивать интеллект и творческие способности вашего чада. Скажу напоследок, что моей дочери не было и трех лет, когда она сама «сочинила» свое первое произведение:

Осень наступила,
Листья едут с веток
И летят по свету.
Солнышко с небес глядит
И лучами шевелит.

Неплохо для трехлетнего ребенка, не правда ли? Дерзайте, и у вас получится не хуже!

Сейчас вы здесь:

Наш адрес

г. Минск, ул. Шафарнянская, 18

Наши телефоны:

+ 375 17 265 60 10;
+375 33 350 32 84 мтс;
+ 375 29 690 30 80 (velcom);

О центре

Центр "Папа Карло" дает ребенку всестороннее раннее развитие, подготовку к школе и к будущей жизни.
Развивающие игровые занятия с профессиональными и увлеченными педагогами в ярких просторных комнатах понравятся вашим детям так же, как они понравились нашим.

Поиск